Украина, Киев
ул. Январского Восстания, 3,
тел/факс: 290 02 18
   HomeВ ПОХОДСНАРЯЖЕНИЕБЕЗОПАСНОСТЬМ К КБИБЛИОТЕКАОТЧЕТЫФОРУМЫО КЛУБЕДЛЯ КОНТАКТОВ
   КАЛЕНДАРИАКТИВНЫЙ ОТДЫХ В УКРАИНЕЗАРУБЕЖНЫЙ ТУРИЗМДЕТСКИЙ ТУРИЗМПРОКАТ СНАРЯЖЕНИЯ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
/ Опасности в горах
Введение
Причины несчасных случаев

ОПАСНОСТИ В ГОРАХ
Климат в горах
Климатические опасности
Горный рельеф
Горная болезнь
Автоопасности (ошибки)
Отриц. психические состояния

ОПАСНОСТИ НА ВОДЕ
Надежность плавсредств
Опасности горных рек

ОПАСНОСТИ В ПЕЩЕРАХ
Особенности маршрутов

Развитие аварийной ситуации
Спасательные работы
Ответственность

Словарь терминов

Автоопасности (ошибки)



АВТООПАСНОСТИ - Опасности, связанные с неправильными действиями туристов и недостатками в их подготовке и оснащении

Ошибки при составлении маршрута
Неправильное планирование маршрута может привести к проявлению самых разнообразных факторов опасности, например: недостаток снаряжения (а также питания, топлива), порча и невозможность ремонта снаряжения, сезонное усложнение опасных участков маршрута. Обязанность руководителя - вовремя откорректировать график движения (использовать при возможности запасные варианты или прекратить путешествие).

Ошибки при комплектовании группы
Неудачное сочетание участников по весу, скорости мышления, технической подготовленности, психологическим особенностям, незаметные в комфортных условиях, - могут проявиться при экстремальных нагрузках на маршруте (в экипаже, связке).

Тактические ошибки - они же - Ошибки в оценке опасности
Тактика - орудие разума. Тактика повышает безопасность. Тактически грамотное решение - единственное, что может противопоставить слабый человек безумно мощным силам природы (раз уж захотелось с нею пообщаться...). Поэтому когда мы говорим о тактике, мы подразумеваем, что основой тактического плана является четкое знание всех рисков и опасностей сложного участка на момент его прохождения и именно силами конкретной туристской группы. Подробнее - см. раздел "В ПОХОД/Разработка маршрута".
     В реальном походе иногда приходится изменять первоначальную тактику прохождения сложных участков. Причины разные - изменение погодных условий, нехватка времени (или наоборот - избыток! - такое тоже бывает), изменившаяся ситуация со снаряжением или спортивной формой фаворитов (ударных экипажей, связок и т.п.). Во всяком случае, когда запланированная тактика кажется неоптимальной, руководитель может ее изменять в соответствии с реальными условиями. И вот эта новая тактика может быть ошибочной! И, с другой стороны, тактической ошибкой будет догматическое выполнение заявленного тактического плана.

Организационные ошибки
Неправильная организация любого действия - движение, бивуачные работы, приготовление пищи, ремонт, - может привести к перерасходу топлива, потере времени, излишней физической и психологической нагрузке участников.
(Синоним - несогласованные действия)

Разгильдяйство - сознательное и/или несознательное нарушение правил безопасности, норм поведения, организационных принципов, нежелание применять специальные познания и сохранять самообладание в усложнившихся условиях.
     Чаще всего является результатом проявления ложной стыдливости, неложного глубокого инидивидуализма, гипертрофированного чувства своей сверхзначимости и независимости, желания обратить на себя внимание (артистичность), позерства, необоснованного чувства неуязвимости и мощи.
      Наш опыт показывает, что разгильдяи чаще всего переходят в альпинистские секции... :))

Пренебрежение фактором утомления
Утомление есть фактор опасности, замаскированный в обычно здоровом теле спортсмена. Об этом нужно знать всем и особенно руководителю. У утомленного человека снижается скорость моторных реакций, силовые показатели падают на 50-90%, а о выносливости можно говорить только в прошлом времени - на то оно и утомление. Утомленный человек к тому же медленнее соображает и неадекватно воспринимает информацию. Поэтому движение группы в состоянии утомления чревато разного рода неожиданностями, от которых до аварии рукой подать.

Несвоевременное расслабление
Туристское путешествие, особенно высокой категории сложности, - это тяжелая работа, поистине горный марафон, выдержать который могут только хорошо тренированные группы. Такие походы усложняются еще и тем, что при повышенной опасности маршрута группа должна еще иметь и "запас прочности", т.е., резервы сил и средств, на случай непредвиденной ситуации. И если у альпинистов, говорят, восхождение заканчивается лишь после спуска с вершины в долину (именно из-за "расслабления" на спуске происходит большинство несчастных случаев), то у туриста - после выхода в конечный пункт маршрута.

"Лидерные ошибки"
Скороспелые руководители, находясь в угаре от своего положения (часто этому способствуют безаварийные и комфортные, удачные походы с грамотными руководителями), принимают неправильные решения и настаивают на их выполнении, игнорируя здравый смысл и опыт своих участников. Они считают, что в противном случае их авторитет будет подпорчен. В критической ситуации это чревато принятием не только неоптимального, но явно неправильного решения, за которым следует авария...

"А страховки-то не было!!!"
Особое внимание должно быть направлено на безукоризненное овладение приемами взаимной страховки и самостраховки. Пренебрежение страховкой или неграмотное ее выполнение часто наоборот, усугубляет ситуацию и приводит к тяжелым последствиям.
Движение со страховкой требует дополнительных затрат времени, не говоря уже о силах. Опытный руководитель принимает решение о необходимости страховки или сам или по просьбе хотя бы одного участника. Но еще более опытный всегда советуется с группой, прав ли он, решив пройти конкретный участок без групповой страховки.
К сожалению, часто оказывается, что страховка не была организована вовсе по причине отсутствия такого протокола общения. Руководитель промолчал, группа восприняла ситуацию расслабленно, начатое движение привело к срыву участника - кого винить?

"Я 20 лет ходил с этой веревкой!..."
Техническое оснащение и хозяйственное обеспечение путешествия - важнейшая сторона его подготовки. Высокое качество снаряжения, внимательное к нему отношение позволяют сберечь силы, обеспечить безопасность на сложных участках, комфорт и достаточный отдых на бивуаках. Никогда не следует экономить на питании и горючем, да и на снаряжении вообще. Правильная организация питания и питьевой режим, особенно на многодневных маршрутах, помогают сохранить силы и хорошее настроение даже в неблагоприятных метеорологических условиях. Правильное, т.е. проверенное, нестарое снаряжение помогает сохранить способность радоваться вообще.

Подмена целевых установок
Цель всех участников - пройти поход и вернуться домой невредимыми. По мере накопления усталости в группе мотив возвращения звучит все слышнее. Особенно в тех группах, где есть философские разногласия... Иногда того хуже, есть не только разногласия, но и травмы, и усталость, и вовремя бы остановиться... Но руководитель жмет на педаль раскрутки спортивной карьеры. Мотивацией к движению вперед является неполучение справок !!! (отсюда - "страшная беда" в виде неполучения разряда !!!!!). Недопройденный поход - это, мол, потерянный год, это же такой "пролет" и тому подобное...
Хорошим это не кончается.





НАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ:
ЭВА!!! - ФОРУМ
Детский туризм - ФОРУМ

ОРГАНИЗАЦИИ:
Федерация Туризма Украины
KCC
МЧС
Турклубы Киева

МКК:
Список областных МКК
МКК в Киеве

ПРОДАЖА СНАРЯЖЕНИЯ:
Производители
Магазины

ТВОРЧЕСТВО:

ВСЕГДА:

Рады получить от Вас конструктивные предложения и замечания по поводу всего, что здесь происходит :))





   HomeВ ПОХОДСНАРЯЖЕНИЕБЕЗОПАСНОСТЬМ К КБИБЛИОТЕКАОТЧЕТЫФОРУМЫО КЛУБЕДЛЯ КОНТАКТОВ
"Ну вот, исчезла дрожь в руках, теперь - "
  
Наверх
КОРРЕСПОНДЕНТАМ:
Материалы не возвращаются и не рецензируются.
Материалы принимаются для опубликования на безоплатной основе.
При желании разместить рекламу - контактируйте.
Участие в баннерных сетях не предлагать.
Редакция сайта не несет ответственности за содержание форумов, однако оставляет за собой право их редактирования.


Наверх

 


© Copyright "Arsenal", 2003          Designed by PAL-Studio         webmaster


counter start    25 march 2003